Главная » 2009 » Декабрь » 14 » Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента госуд
01:08
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента госуд
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Основания и цели разработки требований.
Настоящие требованияразработаны на основе федеральногокомпонентагосударственногообразовательного стандарта общего образования
по биологии (для основной средней школы, базовогои профильного уровней полной средней школы).
Материалпредставляют собойтребования к
материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса,
предъявляемые в условияхввода в
действие государственного стандарта по биологии.
Принципы отбора
объектов и средств материально-технического обеспечения.
В требования включены перечни основной учебной
литературы,которая составляет
библиотечный фонд кабинета биологии. В библиотечный фонд кабинета биологии
входят комплекты учебников и рабочих тетрадей (по числу учащихся),
рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.
Целесообразно включить в фонд кабинета несколько экземпляров учебников из
других учебно-методических комплектов, которые могут быть использованы учителем
для подготовки к занятиям, а также длявыполнения
индивидуальных заданий учащимися. Кроме того, для эффективного преподавания
биологии понадобятся энциклопедии, определители растений и животных. Этой
литературой учащиеся пользуются поочередно.
При составлении
номенклатуры средств обучения были учтены следующие принципы:
– приоритет деятельностного
подхода в учебно-воспитательном процессе:
– комплексное
использование средств обучения:
– формирование
различных способов поиска и обработки информации;
– развитие
коммуникативных умений учащихся.
Вследствие того что
содержание предмета постоянно обновляется, а в связи с техническим прогрессом
происходит изменение носителей информации и аппаратуры дляее проявления, то приоритет должен быть за
формированием коммуникативной культуры учащихся. Традиционные и компьютерные
технологии используются комплексно.
Средства обучения для
эффективного преподавания биологии представлены как натуральными, так и
изобразительными пособиями. Наиболее важными, специфичными в процессе обучения
биологии являются натуральные объекты – живые растения и животные, а также
препарированныеобъекты или их части.
Натуральные объекты могут быть в виде гербариев, коллекций, влажных препаратов,
микропрепаратов и используются только для лабораторных работ или
кратковременных наблюдений во время занятий. Поэтому все натуральные объекты
могут быть использованы только как раздаточный материал (за редким
исключением).
Новизна
разработанных требований.
Комплект учебного
оборудования в настоящих требованиях составлен по блочно-модульному принципу.
Основным блоком является учебное оборудование для базового уровня обучения. В
старшей школе при изучении предмета на базовом уровне возможно повторное
проведение лабораторных работ и наблюдений при условии их обобщения на более
высоком уровне.
Не подлежит сомнению
тот факт, что профильное обучение потребует создания дополнительного модуля
оборудования. Здесь большее внимание должно уделяться дальнейшему формированию
исследовательских навыков, поэтому потребуются более сложные оптические
приборы, с помощью которых может быть проведено изучение временных
микропрепаратов, изготовленных непосредственно учащимися. Неоценимую поддержку
окажут новые информационные технологии – мультимедийные программы, электронные
справочники и энциклопедии, разнообразные обучающие компьютерные программы.
Мультимедийные
обучающие программыи электронные
учебники могут ориентироваться на систему дистанционного обучения или носить
проблемно-тематический характер для обеспечения условий углубленно-профильного
уровня предмета по определенным темам. Кроме того, эти пособия должны
предоставлять возможность построения системы текущего и итогового контроля
знаний учащихся.
Электронные библиотеки
включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на
различные организационные формы обучения – индивидуальную, групповую и
коллективную. В электронных носителях представлены видео- и аудиоматериалы,
иллюстрирующие строение, среду обитания живых организмов, а также взаимосвязи
биологических систем различного уровня организации. Кроме того, видеоматериалыдают представления о микромире живых существ,
субмолекулярныхструктурах,процессах,происходящихнаклеточном уровне, и т. п.
По-видимому,
понадобятся наборы специализированных датчиков к компьютеру для выведения
некоторых физиологических данных на экран (температуры, частоты пульса, частоты
дыхания, быстроты реакции, величины артериального давления и пр.).
Реализация
принципа вариативности.
Для профильного уровня
обучения должен быть создан модуль из небольшого перечня учебного оборудования.
Некоторыеизобразительные пособия могут
включать как материал для базового уровня обучения, так и для профильного.
Примером могут служить серии слайдов. В этом случае в прилагающихся
методических рекомендациях по использованию указаны кадры, которые
предназначены для углубленного, профильного изучения материала.
Настоящие требования
могут быть уточнены и дополненыприменительно к спецификеконкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а такжеисходяиз последовательных этаповформированияучебно-предметной
среды (в том числев виде традиционных и
мультимедийных пособий, создаваемых учащимися).
Следует иметь в виду,
что в требованиях чаще всего даныне
конкретные названия пособий, а общая номенклатура, определяющая сущность
пособия.
Расчет количественных
показателей.
Количественные
показатели при приобретении оборудования вычисляются следующим образом.
Натуральные объекты и другое раздаточное оборудование приобретаютсяиз расчета наполняемости класса. Например, 15
экземпляров нужны для работы 30 учащихся в основной и старшей школе при базовом
уровне изучения предмета. При изучении биологии в профильном классе раздаточный
материал приобретается на каждого ученика в целях отработки самостоятельных
исследовательских навыков. К категории раздаточного оборудования относятся
некоторые приборы, модели и лабораторное оборудование. Это оборудование (см.
таблицу) обозначено буквой «Р». Остальные средства обучения приобретаются в
единичном экземпляре и используются для демонстрации. Эти пособия обозначены
буквой «Д». Особую группу составляет оборудование, которое используется
несколькими учащимися поочередно. Эта группа оборудования обозначена буквой
«П».
Организация
учебного кабинета.
При организации
кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и
составляют проект его рациональной планировки соответственно
Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02). В
соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета
средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают
техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а
также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и
функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены
предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.