по охране труда припроведении демонстрационных опытов по
биологии
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1.К проведению демонстрационных опытов допускаются
педагогические работники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране
труда. Учащиеся к проведению демонстрационных опытов не допускаются.
1.2.Опасные
производственные факторы:
-химические ожоги
при неаккуратном обращении со спиртовками;
-порезы и уколы
рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим
инструментом;
-отравления
ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
1.3.Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен
быть обеспечен первичным средствами пожаротушения: огнетушитель пенный и
углекислый, ящик с песком, а также аптечкой для оказания первичной помощи
пострадавшим.
1.4.При получении
травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации
учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное
учреждение.
1.5.После проведение
демонстрационных опытов тщательно вымыть руки с мылом.
2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1.Подготовить к
работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность,
целостностьлабораторной посуды и
приборов из стекла
2.2.Убедиться в
наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также
укомплектованности мед аптечки необходимыми медикаментами и перевязочными
средствами.
3.ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1.При использовании
режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, и др. пр.) соблюдать
осторожность, брать инструменты только за ручки, не направлять их заостренные
части на себя и на учащихся.
3.2.Соблюдать
осторожность при работе с лабораторнойпосудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует
укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной
оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во
избежание порезовпальцев.
3.3.При пользовании
спиртовкойдля нагревания жидкостей
беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производитьтолько в тонкостенных сосудах (пробирках,
колбах и пр.) Отверстиепробирки или
горлышко колбы при их нагревании направлять на себя и на учащихся. При нагревании
жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.4.При нагревании
стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а
затем вести местный нагрев.
3.5.Кипячение горячих
жидкостей на открытом огне запрещается.
3.6.Соблюдать осторожность
при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и
нюхать ядовитые растения , грибы и колючие растения.
3.7.При работе с
химреактивами не братьих руками,
твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.
3.8.Поддерживать
порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол посторонними
предметами.
4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1.При разливе
легковоспламеняющихся жидкостей и их воспламенении удалить учащихся из
кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению
очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения
4.2.В случае,
еслиразбилась лабораторнаяпосудаили приборы из стекла, не собирать их осколки незащищеннымируками, а использовать для этой цели щетку и
совок.
4.3.При получении
травмы оказатьпервую помощь
пострадавшему и сообщить об этом администрации учреждения при
необходимостинаправить пострадавшего в
ближайшее лечебное учреждение.
5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
5.1.Привести в
порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты.
5.2.Отработанные
водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью
не менее3-х литров для последующего
уничтожения.