Задания конкурса «Кругозор» -
«Умка»
5 класс
1.
1. Медвежонок Умка бродил с мамой по лесу и лакомился
вкусными
ягодами. Он спросил у мамы:
1.1. Почему ягоды
разного цвета, а все растения
- зеленого? Помогите Умке.
1.2. Знаете ли Вы
как связан цвет вещества со
свойствами света. Объясните Умке.
2.
2. Умка рассуждал: «Растения
накормили нас
вкусными ягодами. Некоторые животные питаются только растениями.
2.1. А
помогают ли животные растениям? Ребята, как
Вы
думаете - расскажите Умке.
3.
Умка считает, что все обитатели леса нужны друг другу.
Мама
объяснила Умке, что в любой экосистеме существуют обязательные
компоненты.
3.1. Ребята,
назовите эти компоненты Умке.
4. Умка
сказал: «Мы рассмотрели лес как экосистему. А можно ли вообще
природу
рассматривать как систему?»
4.1. Ребята!
Ответьте Умке и объясните:
4.2. Что
называется «открытой» системой?
4.3. Почему
Солнце считают источником жизни на Земле?
5.
У Умки возник еще вопрос: «Ягоды
можно
всегда найти в лесу. А кто удобрял лес?»
5.1. Ребята!
Объясните Умке, почему такой природной экосистеме как лес, не
требуется
удобрений?
6.
Однажды Умке удалось у берега реки полакомиться рыбкой. У
него
возник вопрос: «Выживают ли рыбы в реке в зимнее время?»
6.1.
Ребята! Расскажите Умке какое свойство воды обеспечивает
сохранение
жизни в водоемах в зимнее время?
7.
Умка очень любит лакомиться сахаром или пить сладкую воду.
Его
заинтересовало:
7.1. В
каком
случае кусочек сахара растворяется быстрее – если его держать в
верхнем слое
воды или на дне стакана с водой? Почему? Ответьте Умке.
8.
Вчера Умка прослушал телевизионную беседу о различных
астрономических явлениях. Однако он плохо понял:
8.1. В
чем
состоит причина солнечных и лунных затмений? Ребята, объясните Умке
причины
этих явлений.
9. Умка
почувствовал резкий неприятный запах. Он попросил маму объяснить
происхождение этого запаха. Мама объяснила, что это запах бензина,
который
распространяется в воздухе. Ребята,
объясните:
9.1. Почему
возможно перемещение молекул бензина между молекулами газов,
находящимися в
воздухе?
9.2. Какими
способами можно ускорить процесс диффузии твердого вещества и
жидкости?
10.
Умка услышал по радио о существовании экологических
проблем. У
него возник вопрос:
10.1. В
чем
заключается причина появления экологических проблем? Ответьте Умке .
11.
Умка посетил музей минералогии. Он увидел множество
разнообразных
и красивых горных пород и минералов. Он просит Вас ответить:
11.1. Как
объяснить многообразие горных пород и минералов?
12.
Умке также интересно узнать:
12.1. Как
называются процессы, при которых образуются новые вещества?
13. Умка
внимательно рассматривал рисунок и обнаружил, что в нем "что-то не
так".
13.1. Какие
ошибки допустил на рисунке художник?
13.2. Как
должно
быть на самом деле?
14. Читая
книгу о насекомых, медвежонок УМКА узнал, что бабочка-бражник может
лететь
со скоростью 54 км/ч, а муха – со скоростью 18 км/ч. Его
заинтересовало, кто
из насекомых может развить наибольшую скорость. В справочнике он
нашел такие
сведения: майский жук может лететь со скоростью 11 км/ч, пчела – со
скоростью 25 км/ч, стрекоза – 10 м/с, муха-слепень – со скоростью
15 м/с, а
шмель может лететь со скоростью 18 км/ч.
14.1. Помогите
УМКЕ получить правильный ответ на его вопрос.
Подсказка 1. Что больше: 10 рублей или 200 копеек?
Подсказка 2. Когда сравнивают много сведений, удобно представить их в
виде
таблицы.
15. Умка
знает: чтобы измерить толщину спичечного коробка, достаточно
воспользоваться
линейкой. Он нарисовал, как в этом случае он проводит измерение. А
вот как
измерить диаметр стального шара Умка пока не знает.
15.1. Предложи
Умке способ такого измерения: опиши словами и изобрази пояснительный
рисунок.
|